Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии (№ ИС-аудит-80)

Версия для печати

15.08.2025 г

Информационное сообщение 14 августа 2025 г. № ИС-аудит-80

Уточнен порядок осуществления внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2025 г. № 1181 внесены изменения в Положение о внешнем контроле деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (федеральном государственном контроле (надзоре), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 1009 (далее – Положение). Главная цель изменений – приведение Положения в соответствие Федеральному закону «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ) после внесения в него изменений Федеральным законом от 28 декабря 2024 г. № 540-ФЗ:

а) уточнен порядок учета объектов федерального государственного контроля (надзора) – учет осуществляется в едином реестре видов федерального государственного контроля (надзора), регионального контроля (надзора), муниципального контроля, который создан в соответствии с Федеральным законом № 248-ФЗ, и оператором которого является Минэкономразвития России (ранее – в реестре аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям). Учет в едином реестре ведется путем передачи необходимых сведений из реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, который ведет Федеральное казначейство в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»;

б) исключено положение о проведении плановых проверок аудиторских организаций, отнесенных к категории среднего риска, один раз в три года (согласно Федеральному закону № 248-ФЗ);

в) уточнены случаи и порядок проведения профилактических визитов Федеральным казначейством:

- обязательные профилактические визиты (предусмотренные Федеральным законом № 248-ФЗ) для аудиторских организаций, отнесенных к категории среднего риска, проводятся с периодичностью, которая должна быть установлена Правительством Российской Федерации (ранее – не устанавливалась);

- требования к проведению обязательных и инициативных (по инициативе аудиторской организации) профилактических визитов установлены соответственно статьями 521 и 522 Федерального закона № 248-ФЗ (ранее – периодичность, сроки проведения профилактических визитов, перечень аудиторских организаций, в отношении которых проводится обязательный профилактический визит, устанавливались Положением);

- профилактическая беседа в рамках профилактического визита проводится должностным лицом Федерального казначейства по месту деятельности аудиторской организации, либо путем использования видео-конференц-связи, либо путем использования мобильного приложения «Инспектор» (ранее - профилактическая беседа по месту деятельности аудиторской организации либо путем использования видео-конференц-связи);

- фотосъемка и видеозапись при проведении осмотра в рамках профилактического визита должны осуществляться с использованием мобильного приложения «Инспектор» (ранее – требование отсутствовало);

г) предусмотрена возможность проведения выездной проверки, осмотра, опроса и экспертизы в рамках контрольного (надзорного) мероприятия посредством видео-конференц-связи, с использованием мобильного приложения «Инспектор» и иных средств дистанционного взаимодействия (ранее – такая возможность отсутствовала). При этом фотосъемка и видеозапись при проведении осмотра в рамках выездной проверки должны осуществляться с использованием мобильного приложения «Инспектор» (ранее – требование отсутствовало);

д) порядок рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) Федерального казначейства по вопросам внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, дополнен положением Федерального закона № 248-ФЗ о рассмотрении жалоб на решения, действия (бездействие) руководителя Федерального казначейства (ранее – порядок не формулировался);

е) из Перечня негативных событий, имевшихся в деятельности аудиторской организации и свидетельствующих о возможном несоблюдении ею обязательных требований, при наличии которых изменяется категория риска аудиторской организации, приложенного к Положению, исключено событие, согласно которому в ходе государственного контроля Федеральное казначейство выявляло, что аудиторская организация не предоставила информацию о принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, указанных в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований, в сроки, установленные в этом предостережении.

Постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2025 г. № 1181 вступило в силу с 13 августа 2025 г.

Уточнена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности  должностного лица Федерального казначейства

Федеральным законом от 23 июля 2025 г. № 236-ФЗ «О внесении изменений в статью 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» внесены изменения в статью 19.4.1 КоАП, устанавливающей административную ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органа государственного контроля (надзора).

Применительно к внешнему контролю деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, эти изменения означают, что административная ответственность аудиторской организации и (или) ее должностных лиц возникает за воспрепятствование законной деятельности должностного лица Федерального казначейства по проведению любых контрольных (надзорных) мероприятий или уклонение от таких мероприятий (ранее – только по проведению проверок). При этом, исходя из примечания к статье 19.4.1 КоАП, введенного Федеральным законом от 23 июля 2025 г. № 236-ФЗ, под контрольными (надзорными) мероприятиями в рамках данного вида государственного контроля, а также реализации иных контрольных (надзорных) функций, возложенных на должностных лиц Федерального казначейства в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, понимаются любые виды мероприятий (документарные проверки, выездные проверки, др.).

Рассматриваемое административное правонарушение влечет наложение:

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ГРАЖДАНИНА

Совершение правонарушения

штраф от 5000 до 10000 руб.

штраф от 2000 до 4000 руб.

штраф от 500 до 1000 руб.

Действия (бездействие), повлекшие невозможность проведения или завершения контрольного мероприятия

штраф от 20000 до 50000 руб.

штраф от 5000 до 10000 руб.

х

Повторное совершение правонарушения

штраф от 50000 до 100000 руб.

штраф от 10000 до 20000 руб. или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до одного года

х

Положения Федерального закона от 23 июля 2025 г. № 236-ФЗ вступили в силу с 3 августа 2025 г.


Департамент регулирования бухгалтерского учета,
финансовой отчетности и аудиторской деятельности
Минфина России